Интервью пресс-службы филиала Россельхозцентра по Ростовской области с директором ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» (Россельхозцентр) Александром Малько.
- Александр Михайлович, давайте поговорим о сегодняшней ситуации на рынке семян. Насколько ощутимы в нем сегодняшние изменения и как, на ваш взгляд, справляются регионы?
Ситуацию на рынке семян в целом можно назвать типичной: по большинству важнейших сельскохозяйственных растений у российских аграриев обеспеченность высокая. Важно отметить, что в соответствии программой продовольственной безопасности доля отечественных семян планируется не меньше 75%. По важнейшим культурам, таким как зерновые, например, этот показатель перевыполнен - на рынке очень много хороших семян высокого качества отечественных сортов. По ряду других культур, среди которых доля импортных семян была достаточно высокая, идет целенаправленная работа по повышению отечественных семян, прежде всего подсолнечника, сои, рапса. Больше всего предстоит работы с семенами сахарной свеклы, потому что в Российской Федерации не так много мест, где она возделывается в производственных масштабах, но, тем не менее, и по этому направлению ведутся селекционные работы, я думаю, что в ближайшие несколько лет этот вопрос будет решен. Также идет селекционная работа в сегменте семян овощных. Большое значение в этой работе имеет взаимодействие Министерства науки и высшего образования с институтами, университетами, чтобы селекционные разработки в этом направлении действительно были современными и обеспечивали отечественное производство семенами лучшего качества сортов. Ряд зарубежных фирм, которые много лет традиционно снабжали сельхозпроизводителей посевным материалом, ушли с российского рынка. Но я думаю, что в течение ближайших нескольких лет рынок семян наполнят российские производители.
То есть у российской селекции открывается второе дыхание?
Да, ведь ограничение всегда дают шанс для развития другого направления, в данном случае отечественного семеноводства. Многие разработки которого потенциально хорошие, но просто не всегда доходили до рынка в производственных масштабах из-за обилия импорта. Сельхозпроизводители за многие годы уже привыкли к получению иностранных семян, но и отечественные разработки не хуже и вполне могут покрывать потребность семенами лучших сортов и гибридов.
В основе импорта семян были гибриды. Они же останутся и основой импортозамещения?
- Это решит рынок. Семена гибрида сложнее получить, но его урожайные свойства выше, выше устойчивость к стрессам, соответственно иногда лучше качество продукции. Традиционная российская селекция выпускает и сорта, и гибриды, просто последние годы вот эта большая доля иностранных гибридов приводила к тому, что не всегда российские селекционеры получали достаточную финансовую отдачу от своей работы. Гибрид — это селекционное достижение, которое один год используется, на него легче защищать авторские права, каждый год идёт реализация и средства возвращаются в селекцию для получения новых гибридов. Нельзя сказать, что гибриды — это что-то новое для отечественной науки, у нас очень много хороших гибридов и кукурузы, и подсолнечника. Сорта легче размножать самим, без учета каких-то авторских моментов. Но при этом теряется контроль за сортом, и он живет уже своей жизнью.
- В чем на данном этапе развития отечественной селекции задача Россельхозцентра?
- Конкретно в семеноводстве наша задача - оценить те партии семян, которые производятся в регионах Российской Федерации. Для этого мы проверяем посевные качества в лабораториях, сортовые качества в период апробации в полях, чем способствуем получению семян высокого качества. Чтобы сельхозтоваропроизводители заранее знали их урожайный потенциал, отсутствие или присутствие болезней, смогли бы выработать какие-то определенные защитные мероприятия. Здесь очень высока роль информационной составляющей. Например, на юге России Краснодар, Ростов, Ставрополь — регионы-доноры семян, у которых многие регионы их закупают. Поэтому мы обновляем наши базы данных, доносим информацию, где можно приобрести семена лучшего качества. Чем ближе будет наша работа к аграриям и земле, тем лучше будут результаты нашего общего дела — обеспечения продовольственной безопасности страны.